12 уроженцев и жителей Каневского района удостоены звания Героя Советского Союза. Это Г.К.Нестеренко, Т.Т.Хрюкин (дважды ), И.А.Передерий, И.В.Колованов, Г.И.Свердликов, А.В.Гусько, П.Г.Гуденко, В.Г.Андреев, А.И.Кондруцкий, В.И.Данильченко, А.С.Корнев, Г.М.Дуб.

четверг, 8 апреля 2010 г.

"За нами - Родина!" А.И.Кондруцкий

До боли в ушах тишина.
Пишу в затемненной квартире.
Как хочется, чтобы все в мире
Забыли о слове «война»!

На Кубани так уж повелось с первых дней ее заселения, хутора строились одной-двумя улицами вдоль водоемов. Вот и Приютный припал к берегу Сладкого лимана. Собственно, здесь было два хутора: Приютный и Ленинский. Однако, пустырь между ними застроили новыми домами, и слились хутора в единое целое. Говорят, был за Ленинским и третий хутор – Слободка,  но теперь там поле.
На хутор Ленинский четырнадцатилетнего Алексея еще в 1927 году привез из деревни Овсянниково Сухинического района Калужской области его отец. Тогда многие бежали от голода на богатую Кубань.
Через два года хуторяне организовали колхоз и назвали его в надежде на лучшую жизнь – «Свободный труд». Кондруцкие одними из первых вступили в него.
Отсюда Алексей уходил на действительную военную службу, здесь женился. В 1939 году у них с Марией родился первенец.
- Пусть носит мое имя, - решил отец. – Тревожно сейчас в мире. Немцы на Польшу войной пошли. Как бы и нам воевать не пришлось. А война, она и есть война. Пусть будет Алексеем сын.
На том и порешили.
21 мая 1941 года Алексея Ивановича взяли на переподготовку.
- Не волнуйся, - успокаивал он жену, прощаясь, - через месяц-два вернусь. Соскучиться не успеешь.
Знать бы тогда, что этот «месяц-два» растянется на трудные четыре с половиной года!
Переподготовку А.И.Кондруцкий проходил на Украине, под городом Черкассы. А когда через месяц войска Гитлера напали на нашу страну, он в составе подразделения в срочном порядке был направлен под Смоленск, а оттуда – в Витебск.
Но немцы успели уже захватить этот город. Завязались бои. 22 июля Алексей Иванович получил первое ранение в руку и после двух месяцев лечения в тыловом госпитале вновь пошел на фронт. Вместе с гвардейцами генерала Панфилова отражал яростные атаки оккупантов под Москвой.
Изрядно потрепанную дивизию переформировали и укрепили ею Волоколамское направление. Под Старой Руссой в одной из атак А.И.Кондруцкий был второй раз ранен, на этот раз серьезнее: с повреждением внутренних органов.
- Было это пятого февраля 1942 года, - вспоминал ветеран. – Ночью мы пошли в атаку, меня и ранило. А мороз! Какой-то солдат меня перевязал, а то бы я кровью сошел, потянул на спине в наш тыл.
Почти год пролежал Алексей Иванович в госпитале. После лечения дали отпуск на шесть месяцев. А куда ехать? На Кубани немцы, на родине, в Калужской области, - тоже. Так и провел отпуск при госпитале: помогал носить раненых, ухаживал за ними, выполнял другую работу.
Когда здоровье окрепло, Кондруцкого направили в запасной, а потом в рабочий батальон. Грузили для фронта снаряды, заготавливали лес, строили мост через Западную Двину в районе деревни Шаревка. В то время наши войска готовились к наступлению, и мост этот был очень нужен. Всего семь суток ушло на его строительство. И пошли советские танки, пехота на запад.
Упросил Алексей Иванович командира и его отпустить с наступающими частями. Просьбу удовлетворили. Так Кондруцкий попал в 806-й полк 235-й стрелковой дивизии 43-й армии, а вскоре получил звание сержанта и должность помощника командира взвода.
В марте 1945 года 43-ю армию генерала А.П.Белобородова передислоцировали под Кенигсберг. Заняли позиции, окопались. В минуту небольшого затишья к Кондруцкому подошел политрук роты. Закурили.
- Давно я к тебе присматриваюсь, Алексей Иванович, - заговорил офицер. – Воюешь ты хорошо. Вон и орден Красной Звезды на груди, и медали «За отвагу», «За оборону Москвы». Почему бы тебе в партию не вступить?
- Так я же неграмотный, - смутился Кондруцкий.
- Это не важно. Я помогу заявление написать и рекомендацию дам. Согласен?
- Согласен.
Но оформить документы не успели. Шестого апреля 1945 года начался штурм Кенигсберга. Непосредственно на город наступали три армии: 43-я Белобородова, 50-я генерала Озерова и 11-я гвардейская армия генерала Галицкого. Им помогала 39-я армия генерала Людникова.
Днем 8 апреля 11-я  гвардейская армия соединилась с частями 43-й армии в районе нынешней улицы Вагоностроительной. Гарнизон крепости был окружен. Попытка гитлеровцев вырваться из кольца потерпела неудачу. Вечером девятого апреля комендант крепости генерал Ляш вынужден был пойти на безоговорочную капитуляцию. Более 90 тысяч немцев сложили оружие.
В период штурма Кенигсберга с новой силой раскрылся массовый героизм советских воинов. Особенно он проявлялся там, где фашисты оказывали наиболее упорное сопротивление. Примером тому является сражение за форт №5, который брали воины 43-й армии.
Форт №5 прикрывал северо-западную окраину города-крепости Кенигсберга. Окруженный бетонированным рвом с водой, он смотрел на наших солдат темными щелями амбразур.
Сержант А.И.Кондруцкий с криком: «За нами – Родина! Ура!» первым поднялся в атаку, преодолел ров, под сильным вражеским огнем сумел добраться до амбразуры и подавить гранатами два пулемета. Они уже не изрыгали свинцового ливня, не мешали продвижению наших подразделений. Когда выбыл из строя командир взвода, Алексей Иванович Кондруцкий взял командование солдатами на себя и, увлекая их личным примером вперед, обеспечил успешную атаку форта, в котором было пленено почти 200 гитлеровцев.
19 апреля 1945 года за мужество и отвагу, проявленные при штурме форта №5, А.И.Кондруцкому было присвоено звание Героя Советского Союза. Но об этом он узнал позже, в госпитале. Там, после третьего ранения, полученного в бою на одной из улиц Кенигсберга, радостную весть принес ему лечащий врач. Развернув газету, он сказал:
- Да ты оказывается Герой, братец! Поздравляю! Сейчас пришлю сестричку, диктуй письмо домой.
И вскоре на Кубань, в хутор Ленинский, полетело треугольное солдатское письмо. Была в нем тоска по родной земле, было обещание скоро вернуться домой.
20 ноября 1945 года А.И.Кондруцкого демобилизовали, а вскоре вызвали в Ростов-на-Дону и вручили Золотую Звезду Героя Советского Союза и орден Ленина. К тому времени на его груди была и медаль «За освобождение Кенигсберга».
На хуторе, где жил Алексей Иванович, до 1950 года был один колхоз «Свободный труд». После укрупнения он стал четвертой комплексной бригадой колхоза «Заветы Ильича», позже – второй бригадой колхоза «Путь к коммунизму» (сейчас АО «Дружба»).
После войны А.И.Кондруцкий заведовал фермой, работал пожарником, водовозом, выполнял другие работы в зависимости от состояния здоровья. В 1950 году ветерану дали персональную пенсию, но без дела он не сидел. Плел для ферм корзины из лозы, следил за качеством косовицы и обмолота хлебов, вел личное подсобное хозяйство. В свободное время рыбачил на лимане – он огород омывает. И почти каждый день до самой смерти ждал весточки от сыновей – Алексея, Виктора, Анатолия…
Валентин Цветков
Источник:
Цветков В. Земляки. – Майкоп: ГУРИПП «Адыгея», 2004. – С.61-64.

Комментариев нет:

Отправить комментарий